МИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ

В этом году Минский тракторный завод празднует знаменательную дату – 75-летие со дня основания. Официально отсчет своей истории предприятие ведет с 29 мая 1946 года, а именно от постановления № 1142 Совета министров СССР о строительстве Минского тракторного завода министерства сельскохозяйственного машиностроения.

Однако предыстория создания завода началась намного раньше. Так в далеком 1939 году Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о реконструкции существующих и строительстве новых авиационных заводов. В соответствии с этим документом в Минске началось возведение одного из крупнейших в Советском Союзе заводов тяжелых бомбардировщиков. Место для стройки было выбрано в поросшем лесом Антоновском урочище рядом с железной дорогой Минск – Москва. В то время там находился небольшой аэродром, и располагалась воинская часть. В ноябре 1940 года было заложено пять корпусов будущего авиазавода. Через семь месяцев их строительство было практически завершено, но началась Великая Отечественная Война. После освобождения Минска 3 июля 1944 года авиазавод был восстановлен, и со второй половины 1944-го началось производство самолетов. Военно-Воздушным Силам страны тогда было поставлено 382 истребителя Як-9.

В результате войны и оккупации Беларусь понесла огромные людские и материальные потери. Враг уничтожил свыше половины национального богатства республики. По состоянию экономического развития БССР была отброшена к уровню 1928 года, а по таким важнейшим отраслям как промышленность и энергетика – к показателям 1913 года. Первоочередной задачей было восстановление разрушенной республики и народного хозяйства в целом. Сельское хозяйство остро нуждалось в технике, и Минский тракторный завод создавался как предприятие всесоюзного значения. Кроме того, с решением о строительстве завода будущее послевоенного Минска было предопределено. Город Минск стал крупным политическим и индустриальным центром. Судьба столицы, а также сотен тысяч людей неразрывно связана с развитием завода. Строительство крупного промышленного гиганта способствовало развитию инфраструктуры, науки, притоку квалифицированных специалистов из других республик, развитию профессионального обучения. Широкий размах приобрело движение новаторов производства, рационализаторов и изобретателей.

К выпуску известных во всём мире тракторов Минский тракторный завод шел поэтапно. Первой продукцией завода стал пусковой двигатель, производство тракторов начиналось с гусеничных машин. В 1953 году стартовало производство тракторов МТЗ-2 на пневматических шинах, что и определило дальнейшую специализацию предприятия. Этому предшествовала долгая кропотливая работа. Так еще в июле 1949 года из ворот экспериментального цеха вышел первый опытный образец колесного трактора, который стал основой для создания серийной машины. Кроме него было выпущено еще шесть опытных образцов, все они отправились на длительные заводские испытания. Тогда по предложению главного конструктора МТЗ Ивана Иосифовича Дронга семейство колесных тракторов получило имя "Беларусь". И уже в 1958 году Минский тракторный завод выпустил стотысячный трактор. Производство колесных тракторов "Беларусь" первого поколения продолжалось в Минске около 10 лет. С 1962 года завод приступил к выпуску более совершенных МТЗ-50, а с 1964-го началось массовое производство тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 с новым 55-сильным двигателем Д-50, выпуск которого был налажен на только что введенном в строй Минском моторном заводе. Производство тракторов семейства МТЗ-50/52 длилось до 1985 года. 

Сегодня Минский тракторный завод разрабатывает, изготавливает и экспортирует колесные и гусеничные тракторы марки «BELARUS» диапазоном мощностей от 9 до 355 лошадиных сил в более чем 200 вариантах сборки для всех климатических и эксплуатационных условий, машины специального назначения, навесные агрегаты, широкий ассортимент плугов и рабочих органов к ним, а так же запасные части на всю продукцию. За свою 75-летнюю историю предприятие стало обладателем множества государственных наград и премий, победителем на международных специализированных выставках. В настоящее время Минский тракторный завод ведет активную деятельность на рынках более чем 60 государств, в различных уголках планеты. Бренд «BELARUS» известен на всех континентах. На сегодняшний день предприятие входит в число лидеров по производству тракторной техники, являясь одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире.

75-летие Минского тракторного завода — это целая эпоха.

К юбилейной дате Минского тракторного завода сотрудниками Государственного архива Минской области подготовлена выставка по документальным материалам, образовавшимся в результате деятельности завода и находящимся на хранении в Государственном архиве Минской области.

27 ноября 1945 г.
Приказ № 1 по Минскому тракторному заводу об организации завода и назначении директора. 
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 98. Л. 1.

Решетян Моисей Рафаилович – первый директор Минского тракторного завода с 14.11.1945 по 11.1947 гг.
Фото из газеты «Беларус-МТЗ ОБОЗРЕНИЕ» №11 12 марта 2021.

13 мая 1946 г.
Приказ № 95 по Минскому тракторному заводу о назначении Г.Т. Павлова и. о. главного инженера.
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 98. Л. 89.

8 марта 1946 г.
Приказ № 54 по Минскому тракторному заводу в Международный женский день 8 марта о премировании женщин за лучшие образцы в работе орденами на промтовары.
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 98. Л. 37.

Выписка из учетной карточки Дикалова Евгения Тимофеевича. С 1947 по 1949 гг. главный конструктор Минского тракторного завода.
Рус. яз. Рукопись на бланке. Подлинник. Ф. 1п. Оп. 47. Д. 218. Л. 11 – 11об.

Выписка из учетной карточки Дикалова Евгения Тимофеевича. С 1947 по 1949 гг. главный конструктор Минского тракторного завода.
Рус. яз. Рукопись на бланке. Подлинник. Ф. 1п. Оп. 47. Д. 218. Л. 11 – 11об.

29 мая 1946 г. Из постановления №1142 Совета Министров СССР о строительстве Минского тракторного завода Министерства сельскохозяйственного машиностроения, используя подсобные здания и площадку строительства авиационного завода в г. Минске.
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 93. Л. 1,2,8.

29 мая 1946 г. Из постановления №1142 Совета Министров СССР о строительстве Минского тракторного завода Министерства сельскохозяйственного машиностроения, используя подсобные здания и площадку строительства авиационного завода в г. Минске.
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 93. Л. 1,2,8.

29 мая 1946 г. Из постановления №1142 Совета Министров СССР о строительстве Минского тракторного завода Министерства сельскохозяйственного машиностроения, используя подсобные здания и площадку строительства авиационного завода в г. Минске.
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 93. Л. 1,2,8.

8 августа 1946 г. Штатное расписание административно-управленческого персонала заводоуправления Минского тракторного завода.
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 2. Л. 18 – 20.

8 августа 1946 г. Штатное расписание административно-управленческого персонала заводоуправления Минского тракторного завода.
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 2. Л. 18 – 20.

8 августа 1946 г. Штатное расписание административно-управленческого персонала заводоуправления Минского тракторного завода.
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 2. Л. 18 – 20.

7 декабря 1946 г. Приказ № 412 по Минскому тракторному заводу о ежедневном учете выработки военнопленными.
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 99. Л. 221.

4 сентября 1947 г. Ходатайство директора Минского тракторного завода о закрытии действующего кладбища немецких военнопленных, расположенного на площадке строительства ТЭЦ и жилого поселка тракторного завода/
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 6. Оп. 4. Д. 129. Л. 310.

29 октября 1947 г. Выписка из протокола № 38 Мингорисполкома о закрытии действующего кладбища немецких военнопленных/
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 6. Оп. 4. Д. 129. Л. 311.

январь 1946 г. Телеграмма нач. Главтракторпрома директору М.Р. Решетяну об утверждении фонда заработной платы по Минскому тракторному заводу/
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 94. Л. 19.

2 июня 1947 г. Постановление из протокола № 2 совместного заседания партийного бюро МТЗ и треста «Белтракторстрой» о выпуске многотиражной газеты «Трактор».
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 28п. Оп. 1. Д. 12. Л. 46 – 47.

2 июня 1947 г. Постановление из протокола № 2 совместного заседания партийного бюро МТЗ и треста «Белтракторстрой» о выпуске многотиражной газеты «Трактор».
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 28п. Оп. 1. Д. 12. Л. 46 – 47.

21 августа 1947 г. Приказ № 451 по Минскому тракторному заводу об организации инструментального производства на заводе/
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 104. Л. 301, 303.

21 августа 1947 г. Приказ № 451 по Минскому тракторному заводу об организации инструментального производства на заводе/
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 104. Л. 301, 303.

10 ноября 1947 г. Приказ № 641 Министра автомобильной и тракторной промышленности СССР о назначении В.П. Суслова директором Минского тракторного завода.
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 100. Л. 62.

Суслов Виктор Павлович. С 1947 по 1951 гг. - директор Минского тракторного завода.
Фото.

Личный листок по учету кадров В.П. Суслова.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 1п. Оп 26. Д. 1617. Л. 2 – 2об.

Личный листок по учету кадров В.П. Суслова.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 1п. Оп 26. Д. 1617. Л. 2 – 2об.

1 июня 1948 г. Из отчета о ходе строительства Минского тракторного завода.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 23а. Л. 203 – 204

1 июня 1948 г. Из отчета о ходе строительства Минского тракторного завода.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 23а. Л. 203 – 204

4 января 1949 г. Поздравительная телеграмма.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 120. Л. 109.

8 января 1949 г. Приказ № 608 по Минскому тракторному заводу об укреплении трудовой дисциплины и вводе нового графика распорядка рабочего дня.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 125. Л. 1 – 2.

8 января 1949 г. Приказ № 608 по Минскому тракторному заводу об укреплении трудовой дисциплины и вводе нового графика распорядка рабочего дня.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 125. Л. 1 – 2.

20 мая 1949 г. Протокол технического совещания по вопросу строительства кузнечного цеха на Минском тракторном заводе.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 49. Л. 18.

Дронг Иван Иосифович. С 1949 по 1963 гг. главный конструктор Минского тракторного завода.
Фото.

Дронг Иван Иосифович. Личное дело по приему в члены КПСС.
Рус. яз. Рукопись на бланке. Подлинник. Ф. 28п. Оп. 6. Д. 111. Л. 2 – 2об.

Дронг Иван Иосифович. Личное дело по приему в члены КПСС.
Рус. яз. Рукопись на бланке. Подлинник. Ф. 28п. Оп. 6. Д. 111. Л. 2 – 2об.

24 июня 1949 г. Распоряжение № 45 по Минскому тракторному заводу по вопросу заводских испытаний опытных образцов колесных тракторов.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 127. Л. 211 – 212.

24 июня 1949 г. Распоряжение № 45 по Минскому тракторному заводу по вопросу заводских испытаний опытных образцов колесных тракторов.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 127. Л. 211 – 212.

20 мая 1950 г. Приказ № 213 по Минскому тракторному заводу о разукрупнении моторного цеха на цех дизельных и цех пусковых моторов.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 150. Л. 27.

22 мая 1950 г. Приказ № 222 по Минскому тракторному заводу об организации заводских испытаний экспериментальных тракторов «КД-35».
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 150. Л. 69 – 70.

22 мая 1950 г. Приказ № 222 по Минскому тракторному заводу об организации заводских испытаний экспериментальных тракторов «КД-35».
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 150. Л. 69 – 70.

2 августа 1950 г. Приказ № 375 по Минскому тракторному заводу об открытии филиала вечернего отделения автомеханического техникума на заводе.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 151. Л. 166.

10 мая 1951 г. Приказ № 317 по Минскому тракторному заводу о проведении полевых испытаний трактора «Беларусь».
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 164. Л. 230.

Тарасов Александр Михайлович – директор Минского тракторного завода. Справка из личного партийного дела.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 1п. Оп. 26. Д. 1637. Л. 12.

Тарасов Александр Михайлович. Директор Минского тракторного завода с 04.09.1951 г. по 12.09.1958 г. Фото.

6 ноября 1952 г. Из докладной записки о ходе подготовки производства колесных тракторов «Беларусь» на Минском тракторном заводе.
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 6. Л. 141 – 142.

6 ноября 1952 г. Из докладной записки о ходе подготовки производства колесных тракторов «Беларусь» на Минском тракторном заводе.
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 6. Л. 141 – 142.

10 мая 1954 г. Протокол совещания дирекции Минского тракторного завода и дирекции Ремесленного училища № 2 г. Минска по вопросу подготовки молодых специалистов.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 12. Л. 19 – 19об.

10 мая 1954 г. Протокол совещания дирекции Минского тракторного завода и дирекции Ремесленного училища № 2 г. Минска по вопросу подготовки молодых специалистов.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 12. Л. 19 – 19об.

1956 г. Техническая характеристика трактора «Беларусь МТЗ-5» (модель, внедряемая в производство в 1956 г.).
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 19. Л. 39 – 43.

1956 г. Техническая характеристика трактора «Беларусь МТЗ-5» (модель, внедряемая в производство в 1956 г.).
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 19. Л. 39 – 43.

1956 г. Техническая характеристика трактора «Беларусь МТЗ-5» (модель, внедряемая в производство в 1956 г.).
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 19. Л. 39 – 43.

1956 г. Техническая характеристика трактора «Беларусь МТЗ-5» (модель, внедряемая в производство в 1956 г.).
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 19. Л. 39 – 43.

1956 г. Техническая характеристика трактора «Беларусь МТЗ-5» (модель, внедряемая в производство в 1956 г.).
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 19. Л. 39 – 43.

3 февраля 1956 г. Распоряжение № 54 по Минскому тракторному заводу об организации на заводе собственного станкостроения.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 74. Л. 160 .

10 апреля 1956 г. Из решение первого технического совещания по качеству трактора «Беларусь», совместно с работниками МТС и совхозов БССР.
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 19. Л. 90 – 91.

10 апреля 1956 г. Из решение первого технического совещания по качеству трактора «Беларусь», совместно с работниками МТС и совхозов БССР.
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 19. Л. 90 – 91.

28 ноября 1956 г. Рационализаторское предложение (токарно-обрезной станок).
Рус. яз. Рукопись на бланке. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 3. Д. 46. Л. 1 – 1об.

28 ноября 1956 г. Рационализаторское предложение (токарно-обрезной станок).
Рус. яз. Рукопись на бланке. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 3. Д. 46. Л. 1 – 1об.

1 апреля 1957 г. Приказ № 110 по Минскому тракторному заводу о производстве кабин для трактора ТДТ-40.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 250. Л. 29.

5 апреля 1957 г. Переписка Тяньцзинского тракторного завода КНР с Минским тракторным заводом по вопросу производства трактора «Беларусь» МТЗ-5.
Кит. яз. Рус. яз. Рукопись. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 22. Л. 35,38,39.

5 апреля 1957 г. Переписка Тяньцзинского тракторного завода КНР с Минским тракторным заводом по вопросу производства трактора «Беларусь» МТЗ-5.
Кит. яз. Рус. яз. Рукопись. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 22. Л. 35,38,39.

5 апреля 1957 г. Переписка Тяньцзинского тракторного завода КНР с Минским тракторным заводом по вопросу производства трактора «Беларусь» МТЗ-5.
Кит. яз. Рус. яз. Рукопись. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 22. Л. 35,38,39.

3 апреля 1958 г. Приказ № 113 начальника управления машиностроения и станкостроения СНХ БССР о представлении трактора «Беларусь» МТЗ-5М на международной выставке в г. Загреб (Югославия).
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 257. Л. 28.

17 июня 1958 г. Приказ № 243 по Минскому тракторному заводу о награждении работников завода в связи с выпуском 100-тысячного трактора.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 262. Л. 112.

24 ноября 1958 г. Приказ № 452 по Минскому тракторному заводу о подготовке и организации производства кабины для тракторов «Беларусь».
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 264. Л. 182.

18 ноября 1959 г. Распоряжение по Минскому тракторному заводу о поставке в Испанию и Египет 456-ти тракторов. (Тракторы изготовить в исполнении для стран с жарким климатом. Цвет окраски – вишневый).
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 1229. Л. 78 – 79.

18 ноября 1959 г. Распоряжение по Минскому тракторному заводу о поставке в Испанию и Египет 456-ти тракторов. (Тракторы изготовить в исполнении для стран с жарким климатом. Цвет окраски – вишневый).
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 1229. Л. 78 – 79.

5 июля 1961 г. Приказ № 210 по Минскому тракторному заводу о награждении работников завода в связи с выпуском 200-тысячного трактора «Беларусь»
Рус. яз. Машинопись. Подлинник Ф. 3341. Оп. 1. Д. 1256. Л. 21.

11 декабря 1963 г. Распоряжение № 411 по Минскому тракторному заводу о поставке в республику Мали хлопкового трактора МТЗ-50Х в тропическом исполнении
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 1276. Л. 299.

14 декабря 1963 г. Распоряжение № 415 по Минскому тракторному заводу о выборе товарного знака для завода.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 1276. Л. 306, 307.

14 декабря 1963 г. Распоряжение № 415 по Минскому тракторному заводу о выборе товарного знака для завода.
Рус. яз. Машинопись. Подлинник. Ф. 3341. Оп. 1. Д. 1276. Л. 306, 307.

17 мая 1976 г. Постановление № 152 Совета Министров БССР о присвоении им. В.И. Ленина Минскому тракторному заводу.
Рус. яз. Машинопись. Копия. Ф. 2. Оп. 9. Д. 2072. Л. 181.

1976 г. Праздник, посвященный присвоению Минскому тракторному заводу, которому исполнилось 30 лет, имени В.И. Ленина.
Фото Г. Усламова